Нижеперечисленные фильмы не так уж и плохи, но на оскароносные все-таки не тянут:
«Чикаго» (2002)
Мы все знаем, что перед мюзиклами Киноакадемия устоять не в силах (привет «Ла-ла Ленду»). На церемонии в 2003 году «Чикаго» выиграл сразу 6 «Оскаров» – за лучшие роли, декорации, дизайн костюмов и, неожиданно для многих, как лучший фильм.
«Чикаго» рассказывает о двух убийцах, Велме (Кэтрин Зета Джонс) и Рокси (Рене Зельвегер), которые борются за место под светом софитов и за свободу. На сцене это весело, но на большом экране уже совсем не смешно. Атмосферу сатиры, благодаря которой бродвейский мюзикл был таким замечательным, испортили безвкусные декорации и фальшивое пение звезд, отрабатывающих гонорар (пение Ричарда Гира надо запретить на национальном уровне).
Из Кэтрин Зета-Джонс Вельма вышла фантастической, но в одиночку картину не вытянула и она.
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Пианист», «Банды Нью-Йорка»
«Крамер против Крамера»
На самом деле «Крамер против Крамера» – самая что ни на есть заурядная мелодрама, которая сосредоточена на отношениях отца-трудоголика и его сына после расколовшего семью развода. В центре сюжета – битва за опеку над ребенком, который давит слезу из зрителей и меняет жизнь родителей.
В фильме нет ничего выдающегося, кроме восхитительной игры Дастина Хоффмана и Мерил Стрип, которые заслуженно получили «Оскар». Это неплохой фильм, чтобы посмотреть разок-другой, но он совершенно меркнет рядом с «Апокалипсис сегодня» Форда Копполы.
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Апокалипсис сегодня»
«Обыкновенные люди»
В 1981 году «Бешеный бык» Мартина Скорсезе, один из его лучших фильмов, «пролетел» мимо всех крупных наград, а место картины на «Оскаре» занял заурядный фильм «Обыкновенные люди», в котором скорбящая семья пытается залечить душевные раны после смерти старшего сына. Младший сын, Конрад, страдает от чувства вины выжившего и ПТСР, пока его мать Бет пытается вернуться к нормальной жизни и никак не помогает сыну.
Тот факт, что «Обыкновенные люди» обошли «Бешеного быка» в борьбе за «Оскар», очень четко показал: члены Киноакадемии предпочитают «реалистичные» семейные драмы фильмам, раздвигающим границы. Защитники «Обыкновенных людей» в качестве главного аргумента приводят довод, что этот фильм показывал душевные расстройства еще тогда, когда такие вещи были табу. Даже если и так, то его очень быстро забыли и уже почти не вспоминают. С другой стороны, «Бешеный бык» не просто пользуется любовью зрителей и по сей день, но и регулярно входит в списки лучших фильмов – и 80-х, и за всю историю Голливуда в целом.
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Бешеный бык»
«Вокруг света за 80 дней» (1956)
До сих пор непонятно, как «Вокруг света за 80 дней» вообще сумел получить номинацию на «Оскар», не то что саму награду – ведь картину вовсе не зря называют худшим обладателем статуэтки в категории «Лучший фильм». Вероятнее всего, «Оскар» фильму дали, воздавая должное невероятно сложному процессу производства: за время съемок «Вокруг света за 80 дней» сменили около 140 съемочных площадок, 74 тысячи костюмов и задействовали 8 с половиной тысяч животных и более 68 тысяч актеров массовки. Пусть всё это и установило новые рекорды в киноиндустрии (некоторые из которых никто не побил и по сей день), но фильму всё же не хватает той искры, которая была у романа Жюля Верна.
Комедия вышла предсказуемой и пустой – но при этом каким-то образом обогнала такие сильные фильмы, как «Десять заповедей» и «Король и Я». Единственное «наследие» «Вокруг света за 80 дней» – такое явление, как камео, фактически «изобретенное» создателями картины. Более 40 знаменитых актеров, например, Фрэнк Синатра и Петер Лорре, появились в камео в 1-2 крошечных сценах. И это буквально единственное, чем может похвастаться оскароносный фильм.
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Десять заповедей», «Король и Я»
«Танцующий с волками» (1990)
1990 выдался просто фантастическим в плане фильмов – это год «Славных парней», «Привидения» и «Крестного отца 3». Кажется удивительным, что тройка этих легендарных картин в категории «Лучший фильм» проиграла Кевину Костнеру, режиссеру и исполнителю главной роли в «Танцующем с волками».
По сюжету лейтенант Данбар, армейский офицер, во время Гражданской войны прибывает на отдаленный форпост в Дакоту, где вскоре заводит дружбу с волками и местным племенем сиу. Фактически «Танцующий с волками» – это та же мелодрама о вечной проблеме выбора стороны, просто на фоне Гражданской войны с щепоткой этнической экзотики, каким-то чудом в борьбе за «Оскар» обошедшая культовых «Славных парней». Мартин Скорсезе взял свое лишь в 2007 году, когда долгожданный первый «Оскар» ему принесли «Отступники».
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Славные парни»
«Английский пациент» (1996)
«Английский пациент» – фильм, который не зря называют одним из скучнейших фильмов 20 века. Картина, которая идет больше двух часов, через многочисленные флэшбэки раскрывает историю головокружительной любви главного героя, который о своем романе повествует уже на смертном одре.
Жюльет Бинош и Рэйф Файнс прилично и с достаточно хорошей химией отыграли свои роли, но сам фильм «раскручивается» медленнее улитки. Впрочем, членам Киноакадемии, видимо, этот медитативный темп понравился больше, чем потрясающая актерская игра Фрэнсис Макдорманд в «Фарго».
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Фарго»
«Влюблённый Шекспир» (1998)
На бумаге это была серьезная битва за «Оскар» – «Влюбленный Шекспир» против «Спасти рядового Райана», на практике же это был Харви Вайнштейн против Киноакадемии, и тогда еще почти всесильный продюсер победил.
Говоря откровенно, «Влюбленный Шекспир» – это классическая любовная история, пусть и в исторических декорациях: симпатичный начинающий творец Уилл Шекспир (Джозеф Файнс) мечтает о девушке из богатой семье Виоле (Гвинет Пэлтроу). Они вынуждены встречаться тайно, ведь Виола должна стать женой лорда Уэссекса. Звучит знакомо? Конечно, знакомо – потому что Шекспир вдохновлялся романом с Виолой и написал свою самую знаменитую пьесу «Ромео и Джульета».
Да, «Влюбленный Шекспир» – это качественная, крепкая мелодрама, но тот факт, что культовая драма «Спасти рядового Райана» умудрилась проиграть Файнсу с подведенными глазами, заставляет недоумевать до сих пор.
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Спасти рядового Райана»
«Форрест Гамп» (1994)
Том Хэнкс в роли простодушного Форреста Гампа до глубины души растрогал членов Киноакадемии в 1995. Фильм кидает слабоумного парня прямо в гущу самых важных событий XX века и сталкивает с историческими личностями, от Кеннеди до Джона Леннона – но, если оставить это за скобками, на практике сюжетная линия именно главного героя оказывается линейной, пусть и способной растрогать мелодрамой.
Если уж на то пошло, куда более искренние слезы вызывает самая, наверное, вдохновляющая картина всех времен – «Побег из Шоушенка», ведь химия между Эллисом и Энди была куда мощнее. И, конечно, отдельного упоминания заслуживает «Криминальное чтиво» Тарантино, хотя на фоне таких конкурентов шансов у Квентина, наверное, все-таки не было.
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Побег из Шоушенка», «Криминальное чтиво»
«Король говорит» (2010)
Этому историческому фильму обещали «Оскар» еще до того, как он, собственно, вышел в прокат – и сюжет, конечно, этому немало способствовал. В «Король говорит» будущего Георга VI в исполнении Колина Ферта внезапно выдвигают на престол после того, как его старший брат решает жениться и отказаться от царствования. Главный герой не верит в себя из-за дефекта речи, не позволяющего ему выступать перед публикой. Специалист Лайонел Лог (Джеффри Раш) придает ему смелости и дает наставления, чтобы король смог выступить с речью и был воспринят серьёзно собственной нацией.
Хотя сюжет фильма основан на реальных событиях, очень четко видно, что создатели «Король говорит» этот исторический период выбрали именно из-за привлекательности истории, из-за ее потенциала «под Оскар». Ферт и Раш отлично отыграли свои роли, но тот факт, что картине прочили статуэтку еще до выхода, показывает, насколько же на самом деле «Оскар» предсказуем.
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Социальная сеть»
«Столкновение» (2005)
«Горбатая гора» стала одним из ярчайших событий кинематографа в 2006 году – вокруг фильма было столько шумихи, что в победе «Горбатой горы» на «Оскаре» мало кто сомневался. К сожалению, члены Киноакадемии предпочли более привычный, безопасный вариант – «Столкновение», о котором едва ли кто знал. За тот год его почти и не упоминали, а промо-кампанию развернули в последнюю минуту. Даже режиссер фильма Пол Хаггис говорил, что другие фильмы были более достойны «Оскара».
Напичканный звездами фильм сосредоточен на автокатастрофе, на фоне которой переплетаются судьбы ключевых героев. В теории – задумка интересная, а вот на практике вышло что-то вроде «расизм для чайников». Фильм разжевывает межрасовые конфликты, с которыми сталкиваются персонажи, и с ложечки кормит ими зрителей.
Кто заслуживал «Оскар» больше: «Горбатая гора»