Немного предыстории
Давным-давно, когда деревья были выше, а трава – зеленее, в США появилась замечательная традиция – устраивать распродажи в пятницу, следующую за Днем благодарения (а День благодарения отмечают ежегодно в четвертый четверг ноября). Историю этой традиции отсчитывают с XIX века, а в середине XX для этого дня придумали специальное название – Черная пятница. Вот так сначала в США, а затем и в других странах мира (Мексике, Канаде, Великобритании, многих странах Европы) пятница, следующая за Днем благодарения, постепенно превратилась в неофициальный праздник любителей шопинга, охотников за скидками и, конечно, магазинов.
Сегодня Black Friday знаменует начало сезона рождественских покупок и именно на период между Черной пятницей и Рождеством приходится, по разным оценкам, до 20% всего объема розничной торговли в США.
Кому это выгодно?
Скептики наверняка ответят, что Черная пятница в конечном итоге выгодна магазинам, но и для покупателей выгода действительно есть. Главный плюс участия в Черной пятнице – возможность закупиться всеми необходимыми вещами и потенциальными подарками к грядущему Новому году, и всё это – со скидками, размер которых может достигать 50-80%.
Да, встречаются случаи, когда ритейлеры намеренно завышают цену на свои товары перед началом дня распродаж, а затем лепят на них заманчивые ярлычки типа «скидка 50%». К счастью, в последние годы это происходит все реже, особенно в онлайн-магазинах, так что именно в интернете рекомендуют совершать покупки в Черную пятницу в первую очередь.
Еще один безусловный плюс шопинга в Черную пятницу заключается в разнообразии брендов и магазинов-участников – при желании можно найти со скидками товары практически любой категории. Так, например, в сетях магазинов цифровой техники типа Связной Черная пятница – это чуть ли не единственная в году возможность приобрести новый дорогостоящий гаджет с внушительной скидкой. Не остаются в стороне и международные ритейлеры сегмента одежды и обуви – для компаний типа ASOS Black Friday Global уже давно является одним из самых прибыльных дней в году.
Куда бежать и что делать?
В США Black Friday – настолько давняя традиция, что весь механизм отработан до мелочей: многие магазины в этот день открываются очень рано, около 5 утра, а некоторые торговые сети вообще встречают первых посетителей уже в полночь, сразу же, как только наступает новый календарный день. В России же о подобной четкой организации всего процесса пока говорить не приходится – так что рекомендуем не бежать к гостеприимно закрытым дверям местного торгового центра в полночь, как только наступит 23 ноября, а воспользоваться всеми преимуществами онлайн-шопинга.
Чтобы сделать процесс покупок в интернете в Черную пятницу более удобным, быстрым и, что немаловажно, эффективным (потому что за скидками в этот день будут охотиться тысячи онлайн-покупателей), лучше всего отслеживать все скидки и распродажи в одном месте – например, на сайте Black-Friday.global.
Несколько советов для тех, кто собирается участвовать в Черной пятнице в этом году:
Во-первых, нужно сразу запомнить, что, хотя Черная пятница – явление в России относительно новое, этот день распродаж настолько популярен, что желающих приобрести что-то со скидками очень много. На практике это означает, что через несколько часов после старта распродаж найти нужные вещи с заманчивой скидкой уже вряд ли удастся – в общем, правило «кто первый встал…» в Черную пятницу как нельзя более актуально.
Во-вторых, лучше всего заранее составить какой-то список того, что хочется купить – или хотя бы четко представлять себе цели шопинга. Дело в том, что порой в онлайн-магазинах новые товары, на которые в Черную пятницу будет действовать скидка, появляются за несколько дней или даже за несколько часов ДО этого события. Прямо сейчас зайти в любимый онлайн-бутик, выбрать симпатичную сумочку, а через несколько месяцев, 23 ноября, купить ее со скидкой вряд ли получится. Именно поэтому в разгар скидочной лихорадки нужно иметь представление о необходимых покупках.