Джордж Миллер – «Безумный Макс»
Джордж Миллер, подаривший нам франшизу «Безумный Макс», с этого самого «Безумного Макса» как раз и стартовал в далеком 1979 году. Дебют Миллера в полнометражном кино с Мэлом Гибсоном в главной роли был снят за совершенно смешные, по нынешним меркам, деньги – и при бюджете в скромные 350 тысяч долларов заработал в США 8,75 миллионов, ознаменовав появление франшизы, сегодня насчитывающей 4 фильма.
Интересный факт: первый «Безумный Макс» был полностью проигнорирован жюри «Оскара» и «Золотого глобуса», зато последний («Дорога ярости»), вышедший в 2015 году уже без Мэла Гибсона, но с Томом Харди, завоевал 10 номинаций на «Оскар» и получил 6 статуэток в конечном итоге.
Роб Маршалл – «Чикаго»
До того, как объединить звездный каст в «Чикаго», Роб Маршалл уже работал на ТВ – но именно голливудская экранизация мюзикла стала его дебютом в полнометражном кино в 2002 году и обеспечила Маршаллу интерес со стороны крупнейших киностудий, а заодно – номинацию на «Оскар» как лучшему режиссеру. «Оскар» в том году Маршалл не получил, да и в режиссуре особой активности не проявляет, очень тщательно выбирая новые проекты. За 15 лет с момента выхода «Чикаго» Маршалл снял всего 4 фильма - «Мемуары гейши», «Девять», «Пираты Карибского моря: На странных берегах» и «Чем дальше в лес…». В 2018 году выйдет пятый его после «Чикаго» полнометражный фильм – «Мэри Поппинс возвращается» с Эмили Блант.
Интересный факт: режиссерский дебют Маршалла, «Чикаго» завоевал 6 «Оскаров» - в том числе победил в самой престижной категории, «Лучший фильм»
Квентин Тарантино – «Бешеные псы»
В 2017 году Квентин Тарантино отпраздновал четверть века с момента своего режиссерского дебюта – в 1992 году он буквально ворвался в Голливуд со своими «Бешеными псами», и за прошедшие 25 лет один за другим выдает только гарантированные хиты (хотя, конечно, далеко не всегда с точки зрения суммы кассовых сборов).
Интересный факт: когда Тарантино дебютировал в 1992 году с «Бешеными псами», большую часть года он провел, представляя фильм на кинофестивалях – и на каждом показе подсчитывая, сколько зрителей не выдерживали кровавого зрелища и уходили с просмотра. По словам режиссера, максимальное «достижение» - 33 зрителя, покинувших кинотеатр до конца фильма. В их числе оказался Уэс Крэйвен, легенда ужастиков и создатель «Кошмара на улице Вязов», не сумевший досмотреть «Бешеных псов» до конца.
Дэвид Линч – «Голова-ластик»
В богатейшем послужном списке Дэвида Линча насчитывается свыше полусотни фильмов и сериалов – от «Твин Пикс» до «Малхолланд Драйв». Дебютировал же Линч в далеком 1977 году фильмом ужасов «Голова-ластик». Снятый за копейки черно-белый фильм за последующие годы обзавелся статусом культового и в 2004 году был выбран для хранения в Национальном реестре фильмов после того, как Библиотека Конгресса США признала его «культурно значимым».
София Коппола – «Девственницы-самоубийцы»
Да, возможно, в какой-то степени добиться успеха в Голливуде Софии помогла знаменитая фамилия (София – дочь легендарного Фрэнсиса Форда Копполы и кузина Николаса Кейджа). Но вышедшая в 1999 году драма «Девственницы-самоубийцы» моментально приковала внимание к Софии совсем по другой причине, зарекомендовав ее как сильного и самобытного режиссера. Хотя организаторы «Оскара» драму проигнорировали, «Девственницы-самоубийцы» до сих пор на слуху, спустя 18 лет после выхода – и это свидетельствует о том, насколько запоминающимся оказался режиссерский дебют Софии.
Интересный факт: главную роль в «Девственницах-самоубийцах» сыграла Кирстен Данст, которая продолжила работать с Софией Коппола и снялась в еще двух ее фильмах – «Мария-Антуанетта» и «Роковое искушение».
Дэвид Финчер – «Чужой 3»
Сегодня в «многосерийную» франшизу с огромным бюджетом попасть «со стороны» очень сложно, а вот Дэвиду Финчеру в свое время как раз удалось именно это – режиссерским дебютом Финчера стал «Чужой 3» 1992 года с Сигурни Уивер в главной роли. Пусть «Чужой 3» - далеко не самая сильная и популярная серия культовой франшизы (Джеймс Кэмерон как-то назвал «Чужой 3» откровенно «тупым» фильмом), свою законную номинацию на «Оскар» за спецэффекты он получил. Ну а Финчер продолжил работать режиссером и подарил нам такие культовые фильмы, как «Бойцовский клуб», «Семь», «Загадочная история Бенджамина Баттона» и «Социальная сеть» (за два последних Дэвид номинировался на «Оскар» как лучший режиссер).
Джон Хьюз – «Шестнадцать свечей»
Наверное, нет такого поклонника кино в возрасте старше 25 лет, который не слышал бы про «Клуб «Завтрак»» режиссера Джона Хьюза. Впрочем, дебютным его фильмом стала картина не менее успешная – «Шестнадцать свечей». Никаких наград у дебютного фильма Хьюза нет, зато есть отличные показатели бокс-офиса («Шестнадцать свечей» собрали в прокате в 4 раза больше, чем потратили на съемки фильма) и статус культового.
Интересный факт: сам Хьюз, несмотря на успех своих фильмов, предпочитал работать сценаристом – он, в частности, написал сценарий для культовой комедии «Один дома» с Маколеем Калкиным.
Сэм Мендес – «Красота по-американски»
До того, как дебютировать в Голливуде с полнометражным фильмом «Красота по-американски», Сэм Мендес уже набрался опыта, работая на ТВ – и опыт, видимо, оказался бесценным, потому что в качестве дебюта Сэм в 1999 году сразу же выдал фильм, сегодня считающийся культовым. «Красота по-американски» с Кевином Спейси в главной роли взяла сразу 5 «Оскаров», сам же Мендес сразу же после дебюта в «большом» кино оказался еще и обладателем престижной статуэтки как лучший режиссер.
Уэс Крейвен – «Последний дом слева»
Возможно, большая часть аудитории название режиссерского дебюта Уэса Крейвена вряд ли вспомнит, но в прокате «Последний дом слева», первый фильм признанного мастера хорроров (разумеется, тоже снятый в жанре хоррор), в 1972 году продемонстрировал прямо-таки рекордные результаты. Снятый буквально за копейки (87 тысяч долларов) «Последний дом слева» в прокате, несмотря на обилие жестоких и кровавых сцен, цензуру и полный запрет в некоторых странах, заработал 3,1 миллиона долларов – то есть почти в 36 раз больше бюджета. Вдохновившись успехом своего дебюта, Крейвен начал снимать ужастики один за другим – и благодаря «Последнему дому слева» сегодня у нас есть и культовый «Кошмар на улице Вязов», и не менее культовые «Крик» и «У холмов есть глаза».
Гай Ричи – «Карты, деньги, два ствола»
Сегодняшние взаимоотношения Гая Ричи с кинокритиками напоминают гадание на ромашке в стиле «любит – не любит». Впрочем, даже если Ричи, по мнению критиков, вообще больше никогда не снимет ничего хорошего, он уже вошел в историю благодаря без преувеличения культовому дебюту – первым фильмом режиссера стали «Карты, деньги, два ствола».