На экраны вышел фильм «Мегалополис», который режиссер Фрэнсис Форд Коппола задумал еще в 1970-х годах. Картина, которая рассматривается как творческое завещание великого режиссера, рассказывает историю борьбы двух сил в альтернативной версии Нью-Йорка — города, названного Новым Римом. Главные герои — мэр Франклин Цицерон (Джанкарло Эспозито) и архитектор Цезарь Катилина (Адам Драйвер), между которыми разворачивается противостояние за судьбу города.
«Мегалополис» задумывался как размышление о падении цивилизаций и сравнении современности с крахом Римской Республики. Идея фильма появилась у Копполы еще в 1977 году, на съемках «Апокалипсиса сегодня». Однако реализация проекта откладывалась десятилетиями из-за финансовых проблем, событий 11 сентября и пандемии. Режиссер, не получив поддержки от продюсеров, вложил в картину собственные средства, продав свои виноградники. Весной 2024 года «Мегалополис» был представлен на Каннском кинофестивале.
Фильм полон отсылок к римской истории: Цезарь Катилина — аллюзия на Юлия Цезаря и Луция Сергия Катилину, а Франклин Цицерон символизирует знаменитого оратора Цицерона. Коппола наполнил картину символами античности, образы героев напоминают древнеримские тоги и венки, а сцены происходят на фоне «римских» интерьеров.
Наряду с римскими аллюзиями, фильм полон визуальных и сюжетных эксцентричностей: герои видят галлюцинации, экран делится на несколько частей, мраморные статуи оживают, а на город падает советский спутник. В центре действия — личность Катилины, гениального визионера, который мечтает построить «город будущего» и останавливает время одной мыслью.
Несмотря на амбиции и масштабность, «Мегалополис» вызывает смешанные чувства. Коппола, возможно, вложил в этот фильм все свои силы, сделав его своим финальным творением, но сама картина воспринимается как чересчур хаотичная и наполненная банальностями. «Мегалополис» — это одновременно и великое размышление о крахе цивилизаций, и личный гимн смелости режиссера, чье эго не позволило ему отступить перед трудностями.