У Александра Жулина есть все, о чем только мечтает человек: громкое имя, уважение на мировой арене и большая любящая семья. В его копилке медали разных достоинств — от олимпийского серебра до золота чемпионата мира. А совсем недавно под его началом на всю страну отгремел «Русский вызов» — турнир по шоу-программам среди фигуристов.
Наставник «Ледникового периода» эксклюзивно для портала PopCornNews рассказал, кто стал истинным триумфатором его нового ледового проекта, какие теперь у него отношения с Татьяной Навкой и в чем главный секрет счастья в браке.
«“Русский вызов” — настоящий театр на льду»
— Буквально на днях вы праздновали большой триумф. Зрители увидели ваше шоу «Русский вызов». Столько чемпионов на одной арене! Как вам реакция публики?
— Конечно, больше позитива. Многим очень понравилось. Формат очень зашел. Писали друзья из разных стран, кто-то из родственников сказал: «Три с половиной часа, не отрываясь, смотрел фигурное катание. Со мной никогда такого не было». Видимо, зрительский интерес очень высок.
Много идет статей, реплик по поводу этого шоу. Кому-то безумно понравилось, кто-то ругает, но чем их больше, тем больше у меня отзывов. Это говорит о том, что проект имеет право на жизнь. Я больше чем уверен, на следующий год мы будем продолжать.
— Вы сами довольны результатом?
— Я очень доволен тем, что у нас получился настоящий театр на льду. Спортсмены катались не просто при открытом свете, а в лучах прожекторов. Не было бортиков, люди сидели очень близко к арене, контакт с фигуристами был самый близкий.
И впервые в истории такое соревнование шоу-программ оценивалось жюри. К тому же мне нравится, что здесь может выступить кто угодно — танцевальная или спортивная пара, одиночники — мальчики и девочки.
Источник: Legion-media
— «Русский вызов» — это больше про шоу или про спорт?
— Это про все. Я думаю, «Русский вызов» — это некий ответ. Сейчас нас всего лишили, мы не можем выступать на крупных соревнованиях. Мне кажется, что такое шоу и более смотрибельно, и более интересно, чем простые показательные выступления, которые состоялись в марте на чемпионате мира в Японии.
— Чем именно оно лучше?
— У нас тенденция сделать новый номер. И не просто номер, а артистическую постановку. Как правило, на обычных показательных выступлениях всегда времени не хватает, и люди катают свои старые программы, которые перекладывают на любую музыку, со старыми элементами — в общем, совершенно безыдейные истории.
Очень редко случаются какие-то шедевры на льду. Да, они могут быть хорошими, но тем не менее таких великих номеров, как «Спящий ковбой» Игоря Бобрина (бронзовый олимпийский призер, впервые выступил с этим номером в 1972 году — Прим. ред.), или «Клоун» Курта Браунинга (канадский фигурист, четырехкратный чемпион мира — Прим. ред.), или, наконец, то, что Леша Ягудин сделал (выиграл шоу с постановкой под песню Ne Me Quitte Pas в исполнении Жака Бреля — Прим. ред.), на обычных соревнованиях, можно сказать, совсем нет.
Поэтому артистическое направление — поразительно мощное. Многие люди пишут, что от некоторых постановок стояли слезы в глазах. К этому я и стремился, этого и хотелось увидеть. Скажу, где-то номеров шесть-семь были очень точными.
Источник: Социальные сети Александр Жулин
— Кто из спортсменов вас больше всего поразил?
— Нескромно об этом говорить. Тройка достаточно правильная была (победители: Алексей Ягудин, пара Виктория Синицына и Никита Кацалапов, Анна Щербакова — Прим. ред.). Я бы в эту борьбу еще включил Екатерину Боброву с Дмитрием Соловьевым. У них очень мощный был номер. Мишу Коляду — он отлично выложился. Эти люди и должны были разыграть ТОП-3.
— Пожалуй, главным камнем преткновения стало судейство. Люди не совсем поняли состав жюри, сплошь состоящего из людей, далеких от фигурного катания. В него вошли Евгений Миронов, Николай Цискаридзе, Борис Эйфман, Алла Сигалова и Валентин Юдашкин. Ни одного фигуриста или тренера…
— Да, есть небольшие придирки к судейству, с чем я в принципе согласен. Наверное, все-таки стоит сажать одного специалиста, например Чайковскую (Елена Чайковская — советский и российский тренер по фигурному катанию — Прим. ред.). А в остальном пусть будут артисты, хореографы, но чтобы все-таки голос фигуристов там присутствовал. Некоторые оценки действительно были немножечко, будем говорить честно, несправедливые.
— А это была ваша идея — пригласить в жюри звезд разных творческих профессий?
— Да, решали вместе с Первым каналом. На будущее учтем, исправим ошибки.
«Мы с Авербухом — достойные конкуренты и хорошие друзья»
— В девятом сезоне «Ледникового периода» вы вернулись на позицию наставника и снова встали в противостояние с Ильей Авербухом. Рады были вновь погрузиться в эту атмосферу?
— Конечно, рад. Это замечательный опыт. Мне всегда было интересно смотреть «Ледниковый период». Эти два направления — «жулинское» и «авербуховское» — они такие разные, и в этом есть кайф. Зрители на глазок понимают, чья это рука — Авербуха или Жулина. Тут конкуренция — двигатель прогресса.
— На экране это выглядит как хорошее профессиональное соперничество. А в жизни какие у вас отношения?
— Противостояние, однозначно, есть, но мы с Ильей большие приятели. Мы друг друга подкалываем, поздравляем, если кто-то сделал суперномер. Всегда пожмем руку, скажем: «Да, вот это у тебя получилось, это было очень круто». На это нужны силы и уважение к сопернику. Я считаю, что мы достойные конкуренты и хорошие друзья.
— Столько лет в одном проекте... У вас еще есть желание продолжать? Усталость не сказывается?
— Да нет, вы знаете, это плохое выражение, конечно, но я уже набил руку. Все равно очень интересно создавать новые образы, придумывать крутые идеи, артисты опять же все время разные.
Последний проект чем мне был очень интересен и запомнился, так это тем, что не было еще ни разу такого огромного количества уверенно стоящих на льду классных артистов. Это уже были состоявшиеся фигуристы. Поэтому и номера были такие мощные. Лучшие из лучших за многие сезоны.
Источник: Социальные сети Александр Жулин
— Поделитесь секретом, за эти годы появилась ли у вас пара любимчиков на проекте?
— Выделять кого-то не буду, это будет некорректно.
«Наши девочки разорвали бы всех на чемпионате мира»
— В марте прошел чемпионат мира по танцам на льду, но без наших спортсменов. Не обидно ли?
— Очень обидно. Более того, я его не смотрел, но не потому, что такой патриот, а потому, что выдергивают сильнейших. Например, женское фигурное катание. Ну как я могу смотреть, когда знаю, что есть Карделия Петросян, есть группа девочек, которые там разорвали бы всех? Для меня это все равно, если бы к чемпионату мира по футболу не допустили сборные Аргентины, Бразилии, Германии, а они сильнейшие.
— Мировое первенство без лидеров… Как на этом фоне настроение среди наших фигуристов?
— С мотивацией у ребят больших проблем нет. Все мы живем надеждой, что все-таки произойдет что-то хорошее. Я верю в лучшее. И хочется поблагодарить наше руководство Федерации фигурного катания. На высшем уровне нас поддерживают. Мы получаем медали. Нас ценят, и мы это чувствуем.
— Кто, на ваш взгляд, сегодня фигуристка и фигурист номер один?
— Я бы так не выражался. Вспомните чемпионат России. Наши парни — Петр Гуменник и Евгений Семененко — набрали равные суммы. Потрясающие фигуристы. И Миша Коляда тоже. Очень хочу верить, что он поправит свое здоровье — есть у него проблемы с носоглоткой сейчас. Но я уверен, он еще не сказал свое последнее слово.
А среди девочек очень сильна сейчас Аделия Петросян. Камила Валиева еще не растеряла, хотя могла после Олимпиады-2022, после того стресса, что на нее навалился. Она продолжает работать, делать четверные прыжки. Фантастические девчонки!
«Когда тренировал Татьяну Навку и Романа Костомарова, время было трудное и нервное»
— Александр, у вас самого олимпийские награды и золото чемпионата мира. Наверняка храните медали в каком-нибудь особенном месте?
— Да никакого особенного места, просто в большой комнате. За стеклом, на видном место. Вместе с фотографией президента. Там все медали и лежат.
— После завершения спортивной карьеры вы плотно взялись за тренерскую работу. Работали с Татьяной Навкой и Романом Костомаровым. На секунду, сделали из них олимпийских чемпионов. Как вспоминаете то время — как счастливое и «золотое» или нервное и сложное?
— Я обожаю свою работу, я хожу на нее как на праздник. Сейчас еду на машине на каток с огромным удовольствием. Вы позвонили, я под музыку придумывал шаги. Это я очень люблю.
А то, что сложное и нервное, — это однозначно. Все фигуристы — и Роман, и Татьяна, и Виктория, и Никита (Виктория Синицына и Никита Кацалапов — Прим. ред.), и Катя с Димой (Екатерина Боброва и Дмитрий Соловьев — Прим. ред.) — они все со своей индивидуальностью, со своими тараканами, мыслями. Они взрослые. Это тебе не юниоры, которым можно сказать: «Я придумал тебе музыку, будешь кататься под нее». И те безропотно все выполняют. А еще с чехлами за ними ездишь, шлепаешь по мягкому месту, чтобы ноги держали правильно.
Со взрослыми такой вариант не проходит. Со взрослыми надо беседовать, убеждать. Я никогда не забуду, как Таня Навка нарезала музыку из «Кармен» для номера на пять частей! Я послушал, ужаснулся. Говорю: «Танечка, понимаешь, получится лоскутное одеяло». Она говорит: «Но мне хочется и эту музыку, и ту». Я ее понимаю, потому что мелодии потрясающие. Все-таки она меня послушала, я убедил ее сократить. Объяснил, что по-другому будет выигрышней, будет попадание в образ.
— Виктория Синицына и Никита Кацалапов год назад стали одной из сильнейших пар, но в этом — без международных турниров. В какой они форме?
— Они в потрясающей форме. Я вижу, насколько они набрали, катаясь в шоу Татьяны Навки «Шахерезада». Там очень много номеров. Они просто в сумасшедшей форме. Все говорят: «Верните их в спорт». Я знаю, что Никита бы, наверное, с удовольствием катался, но у него очень болит спина, бесконечные грыжи. Перед «Русским вызовом» он сорвал спину. Его выступление вообще было под вопросом. Он молодец, собрался, откатался. Они, конечно, блистательные. Пожалуй, лучшая пара мира.
— Их победы еще впереди?
— Не могу так говорить. Должна быть какая-то запредельная мотивация, чтобы Никита с больной спиной захотел опять возвращаться в эту мясорубку. Это очень тяжелая работа. Номер, с которым они заняли второе место, мы сделали за одну тренировку, потом пару дней они накатывали его. И показали как блистательно!
А когда дело касается произвольной программы на больших соревнованиях, это долгий, трудоемкий процесс. Надо полгода минимум. Это вообще другая работа. Если ребята захотят вернуться в спорт, я, безусловно, их подготовлю. Я им и так помогаю, ставлю номера для шоу.
Источник: Legion-media
«С Татьяной Навкой мы немного подустали друг от друга»
— Вы уже много говорили о разводе с Татьяной Навкой. Мы не будем бередить старую рану. Но оставаться после разрыва в добрых отношениях — редкость. Поделитесь секретом, как вам это удалось?
— Во-первых, у нас очень много было общего. У нас общий ребенок. Мы 14 лет прожили в браке. То, что мы расстались, — это произошло по обоюдному согласию. Наверное, чуть-чуть подустали друг от друга.
Таня проявила мудрость в том плане, что ничего не говорила плохого обо мне Саше (Александра — дочь Александра Жулина и Татьяны Навки — Прим. ред.). Для Саши я по-прежнему являюсь суперотцом. Таня меня всегда в этом отношении очень поддерживала. Плюс — нас многое объединяет. И по работе я Тане помогаю всегда с ее проектами: «Шахерезада», «Спящая красавица», «Лебединое озеро». Она всегда меня приглашает.
— Никаких обид?
— Еще раз скажу: гораздо больше было хорошего. Хватило разума и у Татьяны, и, видимо, у меня тоже, чтобы все это не похерить, а наоборот. Я помню только хорошее.
«Каждой из дочерей я отдавал всего себя»
— Если позволите, еще немного о личном. На публике вас видят настойчивым тренером и талантливым фигуристом. А какой вы дома, вдали от внимания публики?
— Я добрый, позитивный. Мне кажется, с большим чувством юмора. Наташа (Наталья Михайлова — фигуристка, жена Александра Жулина — Прим. ред.) тоже с большим чувством юмора, на этом мы, наверное, и сошлись тоже. Я люблю, когда каждый день превращается в такую добрую историю. Я с катка бегу домой играть со своими девочками. Мне это доставляет огромное удовольствие. Вот вообще не хожу на тусовки, я лучше всегда дома с детьми что-то проверну.
Источник: Социальные сети Александр Жулин
— Что же заставляет вас быть таким позитивным?
— У меня секрет очень простой: надо просто любить друг друга, хвалить, говорить почаще позитивные вещи, потому что негативного нам хватает. Не делать из ерунды проблему, а спокойно все решать.
— В 2020 году вы стали папой в третий раз. Супруге приходилось рожать в разгар пандемии. Были ли какие-то опасения? Что чувствовали в тот период?
— Да нет, пожалуй, вообще никаких опасений не было. Я понимал, что этот ковид когда-либо закончится.
Да и я уже в таком солидном возрасте стал папой в третий раз, что, когда ребенок меня просит его покрутить, поподкидывать, это уже не так просто сделать (смеется). Но я с большим упорством продолжаю это делать. Ребенок должен понимать, что это папа, а не дедушка. Это, конечно, огромный кайф.
Источник: Legion-media
— Хотите ли еще одного ребенка?
— Не знаю, потянем ли мы. Пока даже в голове не укладывается. Вы знаете, самое основное опасение сейчас у меня — тревога за детей. Не получается строить далеко идущие планы. Поэтому я для себя установил такую формулу, что нужно каждый день просыпаться, радоваться, чтобы дочери были счастливы, радовать их, баловать. А что уж там будет... В конце концов, они обе красивые, замуж выйдут удачно.
— Впервые вы стали отцом в 37. Младшая родилась, когда вам было 57. Ощутили ли какую-то разницу?
— Вообще никакой разницы я не почувствовал. А вот стать отцом в 20 лет я бы не хотел. Я был бы эгоистом, играющим в PlayStation и футбол. Какие там пеленки! Я сам еще не наигрался. Конечно, я бы собрался, взял ответственность, но не было бы этих отцовских моментов, когда вы вместе идете вдоль речки, камешками сбиваете выдуманных динозавров. К такому я бы не был готов.
Мне так нравится, что всем своим дочкам — и Сашеньке, и Кате, и Аленке — я отдавал всего себя как уже достаточно опытного человека. В этом возрасте начинаешь ценить и жену, и мать. От возрастного мужчины женщина получает больше и ласки, и заботы, и помощи.
— Вы строгий папа?
— Нет, вообще нет. Я могу рявкнуть, если совсем не слушаются, причем у меня строгий голос, но пользуюсь им редко. Вот тогда сразу слушают. На тренировках, кстати, так же. Я вовсе не строгий тренер, я люблю диалог, люблю своих учеников, своих детей.
Меня родители воспитывали в любви. Я люблю своих дочек, даю им много ласки и тепла. Мне кажется, человек, рожденный в любви, и сам будет своих детей воспитывать счастливыми людьми.
Источник: Социальные сети Александр Жулин
— Вашей средней дочери Кате сейчас десять. Фигуристкой стать не захотела, пошла в танцы. Не жалеете, что в своей же семье не воспитали чемпионку?
— Да не хотела она. Вот только сейчас посмотрела соревнование шоу-программ и говорит: «Папочка, мне так нравится кататься, давай я стану фигуристкой». Говорю: «Доча, тебе уже десять, поздновато». Дошла до этого, но время понадобилось. Хотя не факт, что ей понравилась бы шестичасовая работа каждый день.
— Значит, вы не тот папа, который: «Как я сказал, так и будет»?
— Вообще не тот. Я очень уважаю их мнение. Сейчас я вижу, что дочери нравится петь, у нее идеальный слух. Может быть, вот в этом направлении будем развиваться.
— А есть в планах ставить на коньки самую младшую?
— Если захочет, если попросит. Честно говоря, очень бы не хотелось ее самому тренировать. Это примерно как свою жену учить водить машину. Ты бесишься, начинаешь ненавидеть, а она на самом деле хороший человек, просто не каждому дано.
Тут так же. Ну почему я должен на дочку орать? Хотел бы, чтобы на нее орали другие, а я вечером ее успокаивал (смеется).
— Вы как-то говорили, что долго мечтали о сыне. Все еще грезите о мальчике?
— Я уже смирился, понял, что у меня женское царство. Еще есть няня, еще две собаки, тоже девочки. Я живу в абсолютной любви. Но не буду ничего загадывать, не знаю, как получится.
С пацаном ведь можно мяч погонять, отдать его в секцию. Я просто обожаю футбол! Вот тут я бы настоял, никуда бы сын не делся.
«Я в свои годы не скатился до уровня старперских шуток»
— Через три месяца большой юбилей — 60 лет. Готовите или по этому поводу какое-нибудь представление на льду или настроены на праздник в семейном кругу?
— Скорее всего, юбилей случится в Сочи, на сборах. Будет хороший ресторан, друзья, родные и близкие. Ничего пафосного. Я ненавижу на самом деле юбилеи, не такой я человек. У меня же каждый день праздник! Наташа с девочками ко мне приедут, как и в прошлом году. Мы тогда десять дней гуляли по пляжам. Вот и отпразднуем все вместе.
— С каким внутренним ощущением подходите к этой круглой цифре?
— С ощущением, что мне 30. Пытаюсь держать себя в форме, играю в футбол, в теннис, хожу в спортзал. Все-таки я спортсмен, а когда надеваю носки и делаю это с трудом, я просто в ужасе! Сразу начинаю растягивать позвоночник, чтобы больше такого не было. Но ничего не сделаешь, это жизнь.
Вообще, мне нравится, что я работаю с молодыми, окружен одной молодежью. Не скатился до уровня глупых шуток, обожаю все модное, смотреть стендап-комиков и прочее. Я в душе очень молодой. Воспитал четыре олимпийских чемпиона, книгу написал, дочек почти вырастил, рядом любимая жена. Какие тут итоги? Главное, чтобы хуже не стало.
Источник: Социальные сети Александр Жулин