В 2015 году организаторов Каннского кинофестиваля раскритиковали за введение строгого дресс-кода в отношении обуви: женщинам позволялось выходить на красную дорожку Канн исключительно на каблуках, и, по слухам, зрительниц, пытавшихся попасть на премьеру фильма «Кэрол» в обуви на плоской подошве, попросту «разворачивали» на подходе. Организаторы, конечно, слухи опровергли, но с тех пор голливудские звезды то и дело протестуют против жестких правил, периодически демонстративно прогуливаясь по красной дорожке босиком.
В 2016 году одной из первых на это решилась Джулия Робертс, приехавшая в Канны на премьеру своего нового фильма «Финансовый монстр». Робертс прошлась по красной дорожке босиком под руку с Джорджем Клуни.
В 2018 году это демонстративно сделала Кристен Стюарт, которая при толпе фотографов и десятках гостей прямо на красной дорожке премьеры «Черного клановца» разулась и прошагала в зал босиком, держа туфли в руке.
В 2018 году организаторы Каннского кинофестиваля нанесли звездам «удар ниже пояса» – запретили делать селфи на красной дорожке. Мотивы были самыми что ни на есть благородными: организаторы мотивировали свое решение тем, что звезды, делая селфи на красной дорожке, замедляют движение, по несколько минут позируя с телефоном, нарушают порядок прохода по красной дорожке, портят впечатление другим гостям.
«Это чисто техническое решение. Люди останавливаются на дорожке и на ступеньках при входе, мешая другим. Кроме того, некоторые оступаются и падают. Это тоже затрудняет движение», – комментировал запрет на селфи Тьерри Фремо, директор Каннского фестиваля.
Еще один совсем свежий скандал, разразившийся в 2018 году – и вновь связанный с новыми веяниями, которые организаторы Каннского кинофестиваля никак не хотят учитывать и замечать. Netflix принял решение отказаться от участия в Каннском кинофестивале из-за правил, по которым картины, которые не демонстрируются в широком прокате во Франции, не могут участвовать в конкурсной программе. У Netflix же насчет театрального проката своих фильмов правила не менее строгие: сначала проекты появляются на стриминговом сервисе, причем одновременно во всем мире, и уж потом Netflix организует прокат в кинотеатрах – причем во многих случаях ограниченный.
Ни одна из сторон не пошла на уступки, и в итоге на Канны-2018 не попали «Рома» Альфонсо Куарона (один из главных триумфаторов «Оскара»-2019), новые Пола Гринграсса и Джереми Солнье, последний проект Орсона Уэллса.
Одним из самых громких событий Каннского кинофестиваля 2002 года стала премьера драмы Гаспара Ноэля «Необратимость» – или «того самого фильма, где Монику Беллуччи насилуют». Шокирующая жестокость картины для многих оказалась чересчур – во время показа несколько сотен зрителей вынуждены были уйти из кинотеатра, еще десяткам потребовалась помощь медиков, а брат Венсана Касселя, сыгравшего главную роль, набросился с оскорблениями на режиссера. Те же, кто остался, в конце наградили «Необратимость» пятиминутной стоячей овацией.
Один из главных провокаторов европейского кинематографа, датский режиссер Ларс фон Триер в 2011 году приехал в Канны, чтобы представить свой новый фильм «Меланхолия» с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур. На пресс-конференции фон Триер позволил себе несколько неудачных шуток, заявив, что «по-человечески в чем-то понимает Гитлера», а в конце очень длинного и запутанного монолога с иронией заявил «Ну ладно, я нацист». Первой шутку Ларса не оценила сидевшая рядом Кирстен Данст (на видео ниже видно, как в какой-то момент она шепотом пытается остановить разошедшегося режиссера), а затем – организаторы Канн. Ларса объявили персоной нон-грата и запретили ему участвовать в кинофестивале.
Анти-бушевская документальная лента Майкла Мура «Фаренгейт 9/11» вызвала настоящий политический скандал, когда ее премьера в 2004 году состоялась в Каннах – и тот факт, что жюри Канн во главе с Квентином Тарантино наградило картину главным призом, Золотой пальмовой ветвью, подлил масла в огонь. Многие считали, что «Фаренгейт 9/11» награду не заслужил и наградили его исключительно по политическим причинам – этого мнения придерживался и президент Каннского фестиваля, Жиль Жакоб. Студия Disney вообще отказалась выпускать «Фаренгейт 9/11» в прокат, однако затем создателям удалось договориться со студией Lionsgate, картина все-таки попала в кинотеатры – и собрала по миру свыше 200 миллионов долларов.
Киноакадемия США, как известно, любит раздавать «Оскары» различным байопикам, но биографическая драма «Принцесса Монако» не сумела завоевать сердца ни критиков, ни зрителей. Фильм, главные роли в котором исполнили Николь Кидман и Тим Рот, был выбран фильмом открытия Каннского кинофестиваля, но оказался настолько неудачным переложением реальной истории Грейс Келли, что кинокритики картину разгромили, а королевская семья Монако вообще сочла ее личным оскорблением. Члены семьи Гримальди, правящей семьи Монако, публично назвали «Принцессу Монако» «фарсом» и демонстративно отказались приезжать на премьеру в Канны. В прокате «Принцесса Монако» в дальнейшем провалилась, не сумев даже «отбить» бюджет на съемки.
Николь Кидман и Тим Рот на премьере «Принцессы Монако» в Каннах