В каких бы натянутых отношениях не были США и СССР, даже американские кинематографисты признавали мастерство советских коллег. Всем известно, что на Западе просто обожали работы Андрея Тарковского, но были там и другие, куда менее очевидные фавориты.
Пять лет назад топовые критики Америки создали ультимативный рейтинг 100 лучших неанглоязычных фильмов за всю историю, который открывал российский «Ночной дозор». А вот советские картины расположились повыше экшена Тимура Бекмамбетова.
«Андрей Рублев» Тарковского восхитил зрителей на Западе не только интересной тематикой, но и выдающимися находками оператора, которые принесли картине о жизни средневекового монаха-иконописца 87-ю строчку рейтинга.
«Рублев пересекает феодальную Россию, отказываясь от речи, своего искусства и своей веры в ответ на ужасы, свидетелем которых он становится. Наряду с тяжелыми темами есть потрясающие визуальные сцены — татары, грабящие собор, ковка колокола», — восхищались киноэксперты.
Еще сильнее специалисты кинематографа нахваливают «Солярис» все того же Тарковского — 68-е место. Критиков поразило, что Тарковского гораздо больше интересует влияние открытого космоса — и внутреннего горя — на человеческую психику, вместо различных инопланетных тварей.
«Иди и смотри» Элена Климова попал на 24-е место, и это один из самых страшных и тяжелых для просмотра фильмов о Великой отечественной войне, под конец которого становится физически трудно не закрывать глаза перед телевизором.
И почетную «бронзу» престижного рейтинга получил немой «Броненосец “Потемкин”», ставший живым учебником для многих поколений американских и европейских режиссеров.
«Его самый известный момент — как царские войска систематически убивают мирных жителей на Одесской лестнице — настолько мощен, что часто считается, будто он основан на историческом факте. На самом деле это чистое изобретение Эйзенштейна и, бесспорно, величайшая декорация кинематографа», — писал Empire.